Методические рекомендации для педагогов по работе со школьной тревожностью

Можешь не верить, но совсем победить все свои страхи не просто возможно, а совершенно реально. Узнай каким образом сделать это самостоятельно и начать жить без страха!

Иногда оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам, но если появляется перевозбуждение или апатия, то последствия оказываются отрицательными. При наличии состояний напряжения, страха, тревожности учащиеся могут не раскрыть полностью своих способностей, знаний, умений, навыков. Таким образом, проблема психических состояний в учебном процессе имеет важное практическое значение. Понимание учащимися и учителями психических состояний и умение регулировать их позволяет улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или смягчить их воздействие. Проблемой нашего исследования стало выяснение вопроса, каков уровень и характер тревожности у учащихся общеобразовательной школы и учеников школ-гимназий. Методика Выборка исследования образована учащимися старших классов средней общеобразовательной школы и школы гимназий г.

Контрольной бояться – в школу не ходить?

Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Не может дожидаться вознаграждения если между действием и вознаграждением есть пауза. Не может контролировать и регулировать свои действия.

ляется страх ситуации проверки знания. При этом были выявлены противоречия между результа тами теста и объективной картиной, полученной в.

Родители и дети Откуда берется страх отвечать у доски? Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые задачи. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страхастраха отвечать у доски. По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний.

То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания проверки , и то, что это оценивание происходит публично: К сожалению, как и в случаях других страхов, ситуация здесь начинает разворачиваться по принципу замкнутого круга: Очень часто такой страх проявляется в том, что ребенок получает очень разные оценки при разных формах контроля знаний в школе: Испытывая страх ситуации публичной проверки знаний, ребенок может стараться сделать свое участие в подобной ситуации как можно более незаметным.

Страх не так жуток как кажется :) Реальный способ полностью избавиться от всех своих страхов ты найдешь здесь. Нажми по ссылке и прочитай как ты можешь этого добиться!

В итоге при ответе на вопрос учителя будет говорить очень тихо, почти не слышно что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет и усиливает страхи ребенка , либо просто отказываться отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией слезами, агрессивными вспышками.

Результаты исследования адаптации учащихся 1-х классов 1. Уровень учебных навыков В исследование принимали участие 16 детей 1 а класса и 16 детей 1 б класса и 16 учащихся 1 в класса. Таким образом, по результатам исследования в интеллектуальном плане учащиеся 1 а,1б, 1 в классы показали достаточный уровень адаптации. Общее эмоциональное отношение к школе Изучение общего эмоционального отношения к школе первоклассников проводилось по методике М. В 1 б классе по этой методике прошли обследование 16 человек.

Подростки, проживающие в деревнях, значимо чаще испытывают страх в ситуациях проверки знаний ^ = ,5; р = 0,) и страх не соответствовать.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой.

И тут включаются механизмы психологической защиты: И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения.

Изучение уровня тревожности школьников

Преодоление боязни и страха Тревога и страхи у учащихся По данным А. Андреевой [18], наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков.

По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний. То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама.

Назначение теста Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Тестовый материал Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Тревожность в ситуациях проверки знаний школьников

Ссылка для цитирования Анализируются закономерные взаимосвязи между социально-психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям обучения в начальной школе. Представлены результаты лонгитюдного исследования, в рамках которого сопоставляются пять последовательных измерений показателей тревожности и сопутствующих им психофизиологических показателей у учеников 2—4-го классов. Гормональная функция изучалась путем измерения концентрации кортизола в пробах слюны у 26 детей.

Определены наиболее информативные для оценки школьной дезадаптации факторы опросника школьной тревожности Филлипса.

Каждый раз, задумывая что-то грандиозное, я испытываю страх. Но многие родители до сих пор требуют от детей не знания а отметки. .. А дальше — рутина: интерфейсы, проверки на дурака уже не.

К сожалению, реакция на угрозу не всегда бывает конструктивной. Например, ученики нередко из-за страха перед контрольной работой экзаменами уклоняются от ее выполнения или готовятся к ней кое-как, оправдываясь тем, что, дескать,"все равно ничего у меня не выйдет". В связи с приближающимися выпускными экзаменами чувство тревожности растет. Вот что, по словам самих учеников, они испытывают в предэкзаменационный период: Конечно, далеко не все учащиеся одинаково сильно подвержены такого рода реакциям.

Однако опыт показывает, что, не обращая внимания на эти проявления тревожности, мы, сами того не желая, невольно способствуем ее развитию. Прежде всего, необходимо выяснить какого рода тревожность присутствует у конкретного ученика, с чем она связана. Страх публичного выступления Для многих детей содержащиеся в контрольных заданиях элементы соревнования и соперничества являются источником стресса. Они могут усиливать волнение и беспокойство, связанные с устными ответами перед всем классом или экзаменационной комиссией.

Сильное волнение при выполнении контрольных заданий может привести к тому, что на экзамене ученик будет обращать больше внимания на свое состояние, чем на сами задания. Таким образом, учащийся с высокой тревожностью может сам обречь себя на неудачу, если вовремя не оказать ему помощь. Страх проверки знаний Больше всего страдают от чувства тревожности и психологического напряжения школьники со средними способностями.

Они понимают, как важно хорошо учиться, и усердно стремятся к этому, однако сравнение себя с более успевающими одноклассниками порождает чувство неполноценности и неуверенности в собственных силах.

Тест Филлипса на школьную тревожность. Методика диагностики уровня тревожности по Филипсу.

Краткий обзор теории вопроса. Стресс как составляющая эмоциональной системы человека. Причины появления стрессового состояния.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений.

Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страхастраха отвечать у доски. Откуда возникает страх публичных выступлений? Возможно, ваши родители были строги и не принимали других оценок кроме 4 и 5. Учитель был достаточно требователен и не учитывал индивидуальных особенностей каждого ученика. Возможно, у вас самих был неудачный опыт, который закрепился в памяти. По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний.

То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания проверки , и то, что это оценивание происходит публично: Многим знакома ситуация публичной критики в присутствии значимых лиц. Сама ситуация уже завершилась, а страх по поводу ее повторения остался. И теперь каждый раз при необходимости отвечать при всех голос становится тише или пропадает совсем, возникают запинки в речи. Страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными неприятностями: И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Для работы с телом очень полезно освоить навыки саморегуляции то есть расслабления.

Страх ситуации проверки знаний

О дной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию.

Общим в профиле социальной тревоги и страха оценивания у мальчиков и девочек является «страх проверки знаний». В целом, для детей с общей.

Старайтесь отвечать искренне и правдиво, помните, что здесь нет верных или неверных, хороших или Плохих ответов. Над вопросами Долго не задумывайтесь, отвечайте быстро. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, как ты знаешь материал? Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, чтобы кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? Случается ли с тобой, что ты боишься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать у доски?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Диагностика"Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний"

Отрицательное воздействие оказывает прием — сравнение результатов в выполнении задания одних детей с другими. Давать время сообразить; — при необходимости повторить вопрос, уточнить инструкцию; — способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что; — спрашивать, таких детей лучше в середине, а не в конце или начале урока. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.

Уделять особое внимание организации учебного процесса:

в школе, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, .

Внимательно прочитайте расшифровку, прежде чем тестировать ребёнка! Методика направлена на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних школьников. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок? Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Страх отвечать у доски

Переживания социального стресса, то есть эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты прежде всего со сверстниками. Тревожность зависит от взаимоотношения со сверстниками, так как не сформулированы коммуникативные средства общения. Фрустрация потребности в достижении успеха, то есть неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, в достижении высокого результата и т. Тревожность зависит от взаимоотношений со сверстниками и учителями; 4.

Страх самовыражения, то есть негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрация своих возможностей. Тревожность зависит от взаимоотношения учитель-ученик.

всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только страх отвечать удоски — это страх ситуации публичной проверки знаний.

Общая тревожность в школе -общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Оно может быть позитивным на фоне общей высокой тревожности. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты прежде всего — со сверстниками. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.

Страх самовыражения— негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки особенно — публичной знаний, достижений, возможностей. Типично для неуспешных школьников.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Менее информативен для неуспешных в учебе школьников.

Высокий уровень тревожности — может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности.

У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

С.Н. Лазарев